Датчик массового расхода воздуха: принцип работы

Работа любого автомобиля зависит от контроля многих параметров и их правильной настройки. Для оценки работы двигателя необходим специальный датчик расхода воздуха.

Что это такое

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) – это устройство, которое необходимо для замера и оценки количества воздуха, поступающего в двигатель. При этом прибор не измеряет объем воздуха, проходящего через двигатель, он определяет массу сжатого воздуха, поступающего в единицу времени. Измерение производится в единицах килограмм на секунду. Его используют как на дизель-машинах, так и на бензиновых.

Существует два вида таких измерителей:

  1. Для автомобилей;
  2. Для производственных процессов.

Датчик массового расхода воздуха используется во всех автомобилях Audi (Ауди), BMW (БМВ), Ford (Форд), Hyundai (Хундай), Kia Sportage (еще Киа Спектра), Mazda (Мазда), Mitsubishi (Мицубиси), Nissan Альмера (Ниссан), Subaru (Субару Легаси), Opel Passat (Опель Пассат), Toyota (Тойота), Volvo (Вольво) и прочих. При этом нужно помнить, что такой датчик используется только в авто до 2000 года выпуска, в более новых моделях его заменили контроллером давления. Это не касается отечественных авто (Газель, УАЗ Хантер и Патриот, Волга, ГАЗ, ЗМЗ и прочих).

датчик массового расхода воздуха сименс
Фото — датчик массового расхода воздуха сименс

Для контроля определенных промышленных процессов также необходимы датчики, замеряющие уровень воздуха. Это могут быть приборы типа MAF (МАФ), или VAF. Отличием в принципе их действия является температура измеряемого воздуха. Первые устройства работают с холодным потоком, в то время как вторые – с горячим (находящемся в двигателе внутреннего сгорания). Для бытовых и промышленных нужд используются устройства марки Bosh (Бош), Siemens (Сименс) и прочие.

Принцип действия

Принцип работы датчика массового расхода воздуха для автомобиля, основан на законе Ома.

конструкция ДМРВ
Фото — конструкция ДМРВ

Горячий провод определяет массу воздуха, поступающего в воздушную систему двигателя. По сути, этот прибор – аналог анемометра, или измерителя скорости воздушного потока. Контактный провод нагревается от воздуха, что позволяет ему изменять свое сопротивление. Этот показатель возрастает по мере повышения температуры проволоки, которая изменяет электрический ток, протекающий контакт. Когда впускаемый воздух проходит мимо проволоки, она охлаждается, благодаря чему уменьшается её напряжение. Соответственно, падение сопротивления прямо пропорционально массе воздуха, которая в данный момент находится внутри двигателя. В свою очередь, двигатель может контролировать весь процесс измерения. После интегрированная электронная система отправляет сигнал на приборную панель или в пункт управления системой.

принцип работы датчика мицубиси
Фото — принцип работы датчика мицубиси

Если при увеличении плотности воздуха из-за высокого давления или перепада температур, объем замеряемой величины остается постоянным, то это свидетельствует о большой массе воздуха, превышающей стандартные показатели. Характеристики этого датчика хорошо подходят для контроля сгорания бензина, ведь он реагирует на размер конкретной воздушной массы, а не общего объемного количества в системе.

Видео: неисправность датчика ДМРВ

Диагностика и ремонт

Проверка датчика расхода воздуха на неисправность может производиться без специального оборудования. Бывалый автолюбитель сразу же определит проблему на слух.

нерабочий датчик
Фото — нерабочий датчик

Характерные признаки поломки датчика массового расхода воздуха на Лада Калина и Приора, ВАЗ-2114, Форд, Хонда и т. д.:

  1. Нехарактерные обороты двигателя при холостом ходу;
  2. Неправильная динамика разгона;
  3. При серьезных поломках, автомобиль невозможно завести либо это делается с большими усилиями.

Главной проблемой является то, что аналогичные признаки неисправности у датчика температуры воздуха, поэтому есть смысл проверить автомобиль боле серьезными способами. При нормальной работе системы, при превышении стандартно указанной массы воздуха или если его уровень резко подскочил, про это сразу же сигнализирует дисплей на приборной панели.

В том случае, если никаких сигналов до поломки не поступало, нужно провести диагностику самому. Пошаговая инструкция, как проверить датчик расхода воздуха фирмы Bosch мультиметром или АЦП:

  1. Вам понадобится мультиметр, его необходимо включить в режим вольтметра, при этом выставив параметры диагностики рабочего датчика на 2 Вольта (показания расшифрованы ниже);
  2. После открываем капот и находим там датчик. Стандартно, к прибору подсоединяется 4 провода. Желтый, беловато-серый, зеленый и розовый или немного темнее. Первый отвечает за входящий сигнал, второй за выходное напряжение, третий за заземление, а четвертый – это выход датчика к реле. Схема указана на рисунке ниже;

    схема расположения проводов
    Фото — схема расположения проводов
  3. После этого нужно включить зажигание, но не заводить мотор. Далее, подсоединяем мультиметр;
  4. Диагностика проводится следующим образом: красный кабель мультиметра подсоединяется к желтому проводу, а черный – к шнуру зеленого цвета. Обратите внимание, что для такого подключения нежелательно использовать зажимы – они могут влиять на уровень давления;
  5. Теперь смотрите на дисплей мультиметра. Исходя из показаний вольтажа можно делать выводы:
Вольт Объяснение
От 1 до 1,02 Все нормально, возможно, неисправность заключается в датчике температуры всасываемого воздуха.
1,03 Состояние хорошее, но желательно использовать очиститель для датчика расхода воздуха.
1,04 Износ средней степени.
1,05 Крайнее состояние, необходима срочная замена.
1,06 и выше Устройство нерабочее. Двигатель работает в аварийном режиме используя для создания воздушно-топливной смеси данные дроссельной заслонки.
замер мультиметром исправного датчика
Фото — замер мультиметром исправного датчика

Эти признаки могут являться ключевыми, но часто в поломке датчика виноват не износ. Некоторые автолюбители не знают, что это очень нежный прибор и повредить его может простая чистка тряпкой или даже салфеткой.

Если необходим ремонт датчика расхода воздуха или его замена, то вот инструкция, как проводится распиновка:

  1. Выключите зажигание;
  2. При помощи ключа подходящего размера (для Ваз, в том числе, Инжектор, – это 10), нужно отсоединить шланг поступающего воздуха;
  3. Снимайте датчик, очищайте его или заменяйте новым. После включение производится в обратном порядке.
снятие датчика воздуха
Фото — снятие датчика воздуха

Аналогично процесс производится на автомобилях до 2000 года выпуска марок Nissan Primera, Мазда, Пежо, Рено, Опель Вектра и Омега, Мерседес, Нива, Шкода Октавия, Форд Фокус, Фольксваген, Фиат, Шевроле, Хонда. Отличием является, что детектор находится в другом месте.

Чистка датчика производится специальными веществами, но гораздо надежнее будет купить новый сигнализатор, в особенности учитывая, что у него довольно низкая цена. Запчасти рекомендуется покупать только в сервисных магазинах.

Также можно заменить измеритель на СТО, при этом рекомендуем ехать на проверенные станции технического обслуживания. Часто там сразу на месте производится продажа необходимых деталей, но их стоимость немного выше рыночной.

загрязненный датчик воздуха
Фото — загрязненный датчик воздуха

Если же Вы решили просто почистить датчик расхода воздуха, то обратите внимание на контакты. Их нужно очень осторожно протирать при помощи мягких салфеток и специальных очистителей. Действуйте очень осторожно – любая ошибка может заставить Вас полностью отремонтировать измеритель. После проведения работы, нужно проверить устройство снова на напряжение. Нормальный уровень сигнала находится в пределах 1,01 – чем выше – тем хуже его состояние.


Похожие материалы:


Отзывы и комментарии

Вы можете оставить отзывы и комментарии к записи: "Датчик массового расхода воздуха: принцип работы"


  • Артур

    Из какого мануала Ваши показания вольтажа? Есть ли официальная литература? На моем датчике 1,07V. Хотел было поменять, но случайно на других сайтах увидел, что это нормально. В общем нужен мануал, чтоб не гадать.

  • http://vk.com/id159546071 Игорёха Горбунов

    У меня -проблема! Обороты на работающем двигателя на ходу, не поднимаются больше 2500 , на месте обороты плавают. Поехал к диагносту, он сказал что умер датчик воздуха и датчик температуры, поменял оба датчика.
    Перезагрузил компьютер, поехал, снова загорелся чек неисправности двигателя. Приехал к диагносту он сказал, что опять неисправен датчик воздуха и датчик температуры. Предложили разобрать проводку, может у кого была такая проблема, подскажите что делать?