Ионистор — устройство, применение, технические параметры

Бывают ситуации, когда реализовать автономное питание на основе одной аккумуляторной батареи не представляется возможным из-за образования больших кратковременных токов. В этом случае совместно использовался высоковольтный конденсатор большой емкости,  пока не стали применять ионистор вместо аккумулятора или одновременно с ним.

В работе этого класса приборов заложена технология, благодаря которой создается двойной электрический слой (EDLC), этим они выгодно отличаются от устройств, где для накопления заряда эксплуатируются химические реакции, как обратимые (аккумулятор), так и необратимые (батарея).

Несмотря на то, что ионисторы появились относительно недавно, их изготовление налажено многими производителями как в нашей стране, так и за рубежом, эти радиодетали выпускают такие компании, как: Palm, Epcos, Elna и т.д.

Ионисторы Maxwell
Ионисторы Maxwell

Внутренне устройство

Ионисторы тем отличаются от конденсаторов, что их конструкция не предполагает использование диэлектрика между электродами, при изготовлении последних подбираются вещества, с противоположным потенциалом заряда. Упрощенное устройство этих радиодеталей показано на рисунке.

Устройство классических ионисторов
Устройство классических ионисторов

Условные обозначения:

  • a, b – электроды;
  • с –сепаратор;
  • d – активированный уголь.

От того, какова площадь «обкладки» конденсатора, зависит его емкость, именно с этой целью в качестве электродов в устройствах используется активированный уголь или вспененный углерод, которые помещаются в электролит. Назначение сепаратора – не допустить короткое замыкание электродов.

В качестве электролита может выступать твердый или кристаллический раствор щелочи либо кислоты. Заметим, что в современных изделиях данный тип электролита не используется из-за своей высокой токсичности.

На рисунке ниже в качестве примера изображена конструкция ионисторов серии EN, изготовленных компанией Panasonic.

Конструкция серии EN
Конструкция серии EN

На рисунке обозначены:

  • a – электроды (в качестве материала выступает активированный уголь);
  • b, e – верхняя и нижняя часть корпуса;
  • с – сепаратор;
  • d – уплотнительный изолятор.

Параметры

Основные электрические характеристики ионисторов включают в себя:

  • емкость, для ее измерения используется единица Фарад (Ф);
  • внутреннее сопротивление (Ом);
  • максимальный ток разряда (А);
  • величина номинального напряжения (В)
  • параметры саморазряда и разряда, последний довольно важный параметр, поэтому приведем формулу, по которой можно произвести расчет времени разряда ионистора:  где:

t – время разряда, измеряется в секундах (с);

С – емкость устройства (Ф);

V1, V2 – начальное и конечное значение диапазона напряжений, при которых проводилось тестирование;

I – величина тестового тока (А).

Положительные и отрицательные стороны

К числу безусловных преимуществ этих устройств относятся следующие качества:

  • разрядка и заряд устройства не занимает много времени, что позволяет их использовать в тех случаях, когда аккумуляторы установить не представляется возможным из-за долгой подзарядки;
  • по сравнению с аккумуляторными батареями у ионисторов значительно больше циклов полного заряда-разряда устройства;
  • чтобы произвести подзарядку, не понадобится специальное зарядное оборудование, следовательно, упрощается обслуживание;
  • радиодетали этого типа гораздо легче аккумуляторов и меньше их по габаритам;
  • широкий диапазон рабочей температуры – от -40 до 70С°;
  • срок эксплуатации во много раз больше, чем его имеют силовые конденсаторы и аккумуляторные батареи.

Как бы ни были хороши эти радиодетали, но у них есть и недостатки, которые несколько усложняют эксплуатацию, а именно:

  • относительно высокая цена на ионисторы приводит к тому, что использование их в технике ведет к ее удорожанию. Как утверждают специалисты, в ближайшем будущем эта проблема будет решена, благодаря развитию новых технологий;
  • низкие параметры номинального напряжения устройств, решением может служить последовательное соединение нескольких элементов (принцип такой же, как при подключении нескольких батареек). В этом случае потребуется установить шунт в виде резистора на каждый компонент;
  • превышение температурного режима (нагрев более 70С°) становится причиной выхода из строя;
  • данный тип радиодеталей не позволяет накапливать достаточно энергии, помимо этого они обладают небольшой энергетической плотностью (то есть не столь мощные, как аккумуляторы), что несколько сужает сферу их применения. Параллельное подключение нескольких элементов позволяет частично справиться с этой проблемой.

Отдельно следует заметить, что суперконденсаторы относятся к элементам, подключение которых требует, чтобы была соблюдена полярность. Нельзя допускать короткое замыкание устройства, поскольку оно станет причиной, из-за  которой повысится температура, и радиоэлементу потребуется замена.

Применение

Сфера применения ионисторов довольно обширна, но наиболее часто они используются как аварийный или резервный блок питания для таймера или микросхем памяти в различных устройствах, начиная от телефонов и заканчивая музыкальными центрами, телевизорами, видеокамерами и т.д.

Видео: эффективность в применении ионистора

Делались и довольно экзотические эксперименты по применению суперконденсаторов, в частности, на их основе пытались создать гаусс оружие (электромагнитную пушку).

Типичная схема включения суперконденсаторов, как источников питания, показана на рисунке.

Схема подключения резервного питания
Схема подключения резервного питания

Обозначение на схеме:

U – подключение к основному источнику питания;

D1 – диод, не допускающий утечки заряда ионистора, когда отсутствует основное питание;

R1 – резистор, служит для двух целей:

  • ограничение тока зарядки;
  • исключает перегрузку основного источника питания во время включения напряжения;

C – резервный источник питания на базе ионистора;

Rn – сопротивление нагрузки.

Заметим, что без резистора (обозначение на схеме — R1) можно обойтись, если характеристики источника питания допускают кратковременное повышение тока нагрузки до 250 мА.

Помимо приведенного примера использования в быту, ионисторы могут применяться, чтобы подключить светодиод в маломощном фонарике, при этом зарядка может производиться от энергии солнечной батареи.

Приведем еще один распространенный пример использования данного устройства для запуска двигателя автомобиля. Схема подобной реализации показана на рисунке.

Пусковое устройство для двигателя автомобиля
Схема: пусковое устройство для двигателя автомобиля

Данная схема может быть реализована на любом легковом автомобиле, где напряжение бортовой сети 12V, обозначения на рисунке:

  • 1,2, 3 – клеммы подключения (1  к положительному контакту АКБ, 2 – к отрицательному, 3 соединяется с  замком зажигания);
  • Кс – замок зажигания;
  • B1 – АКБ автомобиля;
  • K1, K1.1 – контактор и его управляющий ключ;
  • С  — суперконденсатор;
  • Rc – резистор, ограничивающий ток зарядки ионистора С.

В схеме используется суперконденсатор (маркировка: 12ПП-15/0,002), у которого следующие характеристики:

  • максимальное номинальное напряжение – 15В;
  • емкость – 216Ф;
  • величина внутреннего сопротивления – 0,0015 Ом;
  • номинальный ток – 2кА.

Перечисленных выше характеристик будет достаточно для запуска двигателя мощностью до 150 л.с. Время зарядки ионистора — не более 5 секунд, после включения стартера в течение первых нескольких секунд основная токовая нагрузка будет идти на суперконденсатор, поскольку внутренне сопротивление у АКБ больше.

Подобное пусковое устройство, в котором используется ионистор, можно купить готовое, но сделать своими руками обойдется значительно дешевле.

Комментарии и отзывы (11)

  1. Сергей

    А сколько вообще по времени заряжается ионистор? Ну например 2Фх5в. Везде пишут быстрей аккумуляторов.

    1. Валерий

      Конечно быстрей. Мне кажется, можно рассчитать время зарядки по известной формуле Т(сек)=R(ом)*C(Ф), R необходимо для предотвращения равносильного КЗ источника питания при зарядке во время включения.

  2. вадим

    Да, при таком токе в килоамперах и внутреннем сопротивлении в миллиомах, мгновенное высвобождение нехилой энергии. Вот будет бабах! А вы говорите не боится кз?

    1. Дмитрий Макаров

      И не говорите, а вес более 11 кг, представляете, как будет бо-бо, если уронить на ногу.:)

  3. вадим

    Дико извиняюсь, но что-то в схеме не так. Что стартер постоянно под напряжением с аккумулятора, или еще должен быть один контакт реле К1 на втягивающее реле? Ну, я прямо дико извиняюсь.Такая умная статья, тааакие комменты!

    1. Дмитрий Макаров

      А вас не смущает, что не приведена схема включения стартера? Или вы думаете что «к стартеру» это прямое подключение?

  4. Вчеслав

    Не возьмусь судить кто прав, а кто нет, в этом споре, но Артем прав в том, что если уж заявлено о примере использования чего-то, то следовало бы объяснить, зачем так делают. А то получается — так делают, на этом все. Типа, описывая для незнающих о том, что такое CD, можно было бы сказать — его вставляют в плеер и так используют. С другой стороны, и на безрыбье, как говорится. Можно теперь погуглить тему пускового устройства, чтобы разобраться о его необходимости и целесообразности.

  5. Раф Измайлов

    Артем, Вы не правы! Я много нового почерпнул из статьи Дмитрия, а примеры очень наглядны.

  6. Артём

    Вы хоть понимаете что пишете? Мужик на видео говорит что ионисторы не боятся КЗ, вы же пишете «Нельзя допускать короткое замыкание устройства» Ну и статьи у вас, каша полная, на кого они рассчитаны? Зачем нужна схема пускового устройства, что она обеспечивает, что улучшает? Ничего не написано.

    1. Дмитрий

      Уважаемый Артем! Я вам тоже хочу задать вопрос — а вы читать умеете вообще?

      Ну да, авторитетный мужик говорит на видео одно я пишу немного другое. И что? Да я слов обратно не забираю. А если допустить кз, то ионистор разрядится, поэтому «Нельзя допускать короткое замыкание устройства»))) ну это логично??? А про тем более высокоемкостные ионисторы вы забыли? Которые могут нехило искрануть при кз и то что у них выгорят внутренние контакты.Тоже забыли?

      А про пусковое устройство — вы читали вообще о чем речь идет? Идет речь о примере использования ионистора в схеме пускового устройства для двигателя автомобиля.

      1. вадим

        дмитрий я с вами полностью согласен ваша статья мне очень помогла а артем дибил без мозглый

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *