У меня на работе сгорел 3-х фазный электродвигатель на вытяжной вентиляции, где я не согласен с обвинением в мою сторону. Но я не знаю, как это можно понять и доказать. Отключения электроэнергии или обрыв одной фазы внутри предприятия и в подаче к предприятию, за мою жизнь, были сотни раз, но такого никогда не бывало. Наш новый инженер решил, что было отключение одной из фаз, а я этого не заметил, поэтому, по его мнению, и сгорел двигатель.
Почему я с этим не согласен? Дело в том, что на предприятии, для того, чтобы не было перекоса фаз, нагрузка равномерно распределена по разным потребителям. Если я не замечу отключение одной фазы, то это заметят другие члены коллектива и мне позвонят. Необычность заключается в том, что поздно ночью, когда закончилась моя смена, при выключении вытяжной вентиляции, в тепловой защите произошло искрение или КЗ. Утром уже определили обрыв в одной из обмоток двигателя и слипшиеся контакты в тепловой защите.
Может, кто сможет описать причину КЗ при выключении, а не при включении? Что могло произойти? Почему произошло слипание одного контакта в тепловой защите?
Сергей
Вообще то странно рассуждает главный инженер… Причем здесь заметили вы пропадание фазы или нет… Для этого и служат всевозможные защиты… При пропадании одной из фаз должно сработать тепловое реле и отключить двигатель… И здесь нужно разбираться — правильно ли выбрано тепловое реле и пр. и если только тепловое реле не соответствует номинальному току двигателя — то есть выбрано не правильно — нужно наказывать и учить электриков которые это сделали… К сожалению, многие электрики не знают как выбрать тепловое реле и ставят то что есть…
николай
Из рассказа понятно, что обрыв в обмотке двигателя. Двигатель работал на двух обмотках, т. е. с перегрузом. Тепловое реле на перегруз среагировало, но катушка пускателя(контактора) не отключилась — залипли контакты теплового реле. Если силовая часть теплового реле в порядке и все фазы присутствовали, получается,что замыкание на «землю» в схеме управления. От этого и контакты приварились.
Сергай
Залипли контакты не реле,а контактора,и при запуске,а не при отключении Эта проблема бывает и довольно не редко из-за слабого контактора,либо вытяжка была включена с открытыми задвижками.При включении вентиляторов,рекомендуется закрывать приток воздуха,чтобы был легче запуск.А в конкретной ситуации,при отключении две фазы не отключились,для того чтобы движок сгорел,времени много не нужно,на звонок другу времени не хватит.
Dolben7
Объясните какие контакты в тепловой защите залипли. В теплоаом реле силовых контактов нет!!!
Михаил
А мотор не вскрыли? Может это хлам китайский .Нам как то 3 штуки привезли,они за месяц один за одним сдохли. Вскрыли-а вместо проводов труха.Всё выгорело до золы. Поставили из старых запасов-всё нормально.
а по хорошему,конечно,не повертев в руках сложно сказать.из-за чего.
пузырев вячеслав
контакторы могут зависать при выключении со всеми вытекающими
ВАЛЕРИЙ
При выключении э/двигателя происходит скачок напряжения на обмотках из-за так называемого «противоэдс»,т.е переходного процесса (закон Ленца).Поэтому и пробивается изоляция,а дальше уже известно ,что получается.
Сергей
Валерий,не слыхал про противоэдс.При отключении,возникает дуга,которая тянется за контактами и если контактор не соответствует мощности двигателя,то контакты слипаются(сплавляются.)
Альберт
Как вариант — вибрация. Из-за нее мог ослабнуть прижим одного контакта питающего провода на двигателе вентиляции. Ток по этой фазе был чуть больше , но в допуске. Просто грелся сильнее. А при отключении того нагрева хватило, что бы ножны тепловухи или магнитного пускателя не вышли вовремя из-за сцепления. Этого хватило, что бы устроить перекос фаз на двигателе. Ну стоить согласиться с автором, что за перекосом фаз следит человек, а не автоматика… Скорее всего несколько постов и человек в помощь автоматике. Как всегда на все и сразу денег не хватает…
Мax
Ибо нефиг. Надо ставить или реле контроля чередования фаз вроде обзывается оно, или нормальную схему на контакторах собирать, чтобы отрубалось полностью питание движка
Макаров Дмитрий (Эксперт)
Довольно странная у вас ситуация на предприятии – при обрыве одной из фаз неисправность должен заметить человек, а не среагировать автоматика. По поводу вашей ситуации, любая коммутация, тем более в трехфазной цепи, представляет собой угрозу для оборудования. Если поломка произошла во время отключения – могли перекрыться какие-либо элементы в коммутационном аппарате. Это можно определить в процессе детального обследования всего оборудования, включенного в цепь работы электродвигателя.
Однако это не единственный вариант развития событий, почему вы предполагаете, что короткое замыкание произошло именно на этапе отключения питания электродвигателя? Более логично предположить, что в электродвигателе произошло короткое замыкание, межвитковое замыкание, перегорание одной из фаз – любая поломка, нарушающая нормальный режим работы. А вот после такого, естественно, что автоматика должна была отключить электродвигатель, дабы предотвратить дальнейшее развитие аварийной ситуации.
Если вы утверждаете, что контакты защиты спаялись, возможно, в электродвигателе уже давно присутствовало межвитковое КЗ, которое увеличивало нагрузку. В результате двигатель перегревался, а контакты теплового расцепителя спаивались, но в момент реального перегрева эти контакты не разорвали цепь одной из фаз. Поэтому вы и обнаружили перегоревшую обмотку в двигателе, которую тепловая защита отключить не смогла.
Реальную причину произошедшего может определить только специализированная аудиторская организация, да и то с определенной степенью вероятности. Вполне возможно, что ни смогли бы озвучить еще несколько версий после проведения испытаний, а может сразу выдали бы однозначный ответ.