Эксплуатация электрооборудования предусматривает постоянную необходимость контролировать как процесс работы устройств, так и их техническое состояние. Что напрямую и вменяется балансодержателю или подрядчику п.1.6.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП). Так как трансформаторы являются основными агрегатами в системе по своей стоимости и значимости после генераторов на электростанциях, о них и пойдет речь. По части технического обслуживания и ремонтных работ выделяют две категории: текущий и капитальный ремонт трансформаторов, которые мы далее и рассмотрим более детально.
Текущий ремонт трансформаторов
Следует отметить, что перечень выполняемых работ определяется заводскими или отраслевыми инструкциями, указаниями, технологическими картами и т.д., но их положения не могут вступать в противоречие с ПТЭЭП.
Тем не менее, общими чертами для текущего ремонта трансформатора являются следующие операции:
- технический осмотр, во время которого необходимо выявлять внешние дефекты и принимать меры к их устранению;
- механическая чистка стенок и крышки баков, пазов или трубок радиаторов, изоляторов и т.д.;
- удаление засорителей из бака, как правило, весь мусор собирается внизу, поэтому откручивая заглушку из расширителя или основного бака трансформатора, они вытекут в первую очередь;
- определение уровня масла по показаниям стрелки или положению в маслоуказательном стекле, сравнение высоты с окружающей температурой, при необходимости, доливка;
- проверка хода крановой и запорной арматуры;
- если масляный бак имеет отдельные радиаторы, их также проверяют на плотность, герметичность, отсутствие потеков;
- в объеме текущего ремонта для силовых масляных трансформаторов производят проверку газовых защит;

- при наличии выхлопных труб, осматривают состояние мембраны на наличие срабатывания;
- проверка и испытание масла – пробой, химический анализ, проверка температуры вспышки;
- электрические испытания обмоток и других элементов силового трансформатора, проверка качества контактов, подтяжка болтов.

Для тех моделей трансформаторов, которые содержат регулировочные устройства (РПН, ПБВ), необходимо осуществлять и регламентные работы на регуляторах. Сюда входят всевозможные прокрутки, опробования защит и т.д.
У трансформаторов с принудительным обдувом или другими системами принудительного охлаждения, производятся ремонты и испытания соответствующего оборудования. Для электрических двигателей проверяется состояние изоляции, в системах водного охлаждения трансформатора – герметичность.
Для большинства агрегатов, включая измерительные, производится замена или сушка имеющегося в фильтрах селикагеля. Такими же манипуляциями охватываются маслонаполненные ввода. Перед началом каждой смены выполняется осмотр этих фильтров для контроля за состоянием селикагеля в них.
Капитальный ремонт трансформаторов
Как и в вопросах текущего ремонта, основные позиции капитального также диктуются типом конкретного агрегата и его конструктивными особенностями.
Однако основными положениями для капремонта трансформаторов включают в себя:
- вскрытие трансформатора – сначала сливается масло ниже уровня крышки, хотя бы на 20 – 30см, затем после вскрытия масляного агрегата может извлекаться магнитпровод с обмотками;

- осмотр обмоток на предмет выявления повреждений изоляции, сухой трансформатор осматривать легче, но эта процедура выполняется обязательно, при выявлении межвитковых замыканий, нагаров и прочих производят ремонт или замену обмотки;
- ремонт крышки и крышевых элементов – изоляторов, выводов, фильтров, осушителей, кранов, выхлопных труб и т.д.;
- ремонт силовых трансформаторов предусматривает проверку расклинивания и фиксации катушек на ярме, при необходимости их подклинивают и принудительно распирают;
- для масляных трансформаторов производится очистка жидкого диэлектрика, а при неудовлетворительных результатах анализов, его полная замена;
- обслуживание силовых трансформаторов в объеме капитального ремонта подразумевает устранение трещин или полную замену труб, радиаторов системы охлаждения, установку новых прокладок и т.д.;
- механическая очистка от краски и нанесение нового слоя покрасочного материала;
- проверка состояния дополнительных приборов;
- разборка активной части с последующей сушкой ее элементов;
- проверка параметров работы – коэффициента трансформации, групп соединения обмоток, тока и потерь холостого хода,
- испытание силовых цепей в приборе, проверка изоляции обмоток, измерение тангенса диэлектрических потерь и т.д.

В некоторых ситуациях, когда при ремонте электрооборудования отсутствует возможность достать ярмо электрической машины, допускается производить капитальный ремонт с внешним осмотром. Но при этом полностью должно сливаться масло из бака для обеспечения доступа к обмоткам.
Силовые агрегаты после капитального ремонта с полной или частичной заменой обмоток обязательно подвергаются принудительной сушке, невзирая на данные, полученные при испытаниях.
Отличия
Все виды работ, обязательные для выполнения предписываются п.2. Приложение 3 ПТЭЭС как для текущего, так и для капитального ремонта трансформатора. Однако между ними существуют серьезные отличия, текущий ремонт не требует вскрытия бака, в то время, как при капитальном эта процедура выполняется обязательно.
По периодичности испытаний, текущее обслуживание должно производиться ежегодно, а вот капитальный ремонт имеет другую периодичность. После ввода в работу его производят только через 12 лет, но руководствуются при этом данными испытаний, если какие-либо параметры выходят за рамки допустимых отклонений, капремонт может выполняться и раньше. Далее периодичность капремонта выполняется каждые 6 лет, если другое не устанавливается отраслевыми или местными нормативными документами.
Использованная литература
- И С. Таев «Основы теории электрических аппаратов» 1987
- Г. Н. Александрова «Теория электрических аппаратов». 1985
- Г. Н. Александрова «Теория электрических аппаратов». 1985
- Сахаров П. В. «Проектирование электрических аппаратов» 1971